Чтение RSS приход церкви св.Пророка Илии » История храма » ИСТОРИЯ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА п.Килемары
  • Навигация по сайту

    Новости партнеров


    "ИКОНА И КАЛЕНДАРЬ ДНЯ"

    Популярное

    Новости партнеров

  •    

    ИСТОРИЯ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА п.Килемары

     Опубликовано: 25-09-2010, 20:55  Комментариев: (0)

    ИСТОРИЯ

    СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА

    П. КИЛЕМАРЫ

     

    «Кому церковь не  мать,

    тому Бог не отец».

         У каждого человека есть большая и малая Родина. Большая- это огромная страна, где проживают его многочисленные народы-братья. Родина малая- место, где он родился, вырос или прожил большую часть жизни. И человеку не должно быть безразлично прошлое его малой Родины, он должен знать, как коснулись события истории его «маленькой страны», как они отразились на духовной жизни нашего народа.

         Известно, что рыба не может жить без воды, животные без воздуха, растения без почвы. А христианин не может оставаться «духовно живым» без церкви. Церкви на Руси стали строиться с         Х века, после принятия Христианства. В каждом городе было по несколько храмов. Церковь была и в каждом селе. Строилась она на самом высоком месте, далеко сверкала своими куполами.

         С незапамятных времен в деревнях существовали часовни. Таковая же была «в д.Шуме в 26 верстах от приходской церкви ( Владимирская церковь в г. Царево-Санчурске ). Когда построена часовня - неизвестно. Существует только с давних времен. При часовне до 1852 года находилось кладбище для погребения  умерших. По всей вероятности, часовня заменяла собой усыпальницу и в то же время была местом для отпевания умерших. Распоряжение о запрещении погребать умерших при часовне последовало в 1853 году. Преосвященный Елпифидор, проезжая из Петербурга на Вятку мимо Шума дознал, что кроме дальности расстояния от церкви, других уважительных причин нет к тому, чтобы отступать от общего закона, почему и сделал вышеизложенное распоряжение. Праздник при часовне установлен в Ильин день.»

         Свято-Ильинская церковь с. Килемары построена более 100 лет назад. В Историческом музее г.Санчурска Кировской области есть сведения о нашем приходе и о том, как строилась церковь.  «В приходе Царевосанчурской Владимирской церкви со времени самого открытия состояли на дальнем расстоянии две деревни - Шум в 26 верстах и Кэлемар в 30 верстах. Жители  (их) не отличались благонравием и благочестием.  В Шуме, как пограничной деревне Вятской губернии с другими, при откупах находился кабак, где вино продавалось по удешевленной цене. Пьянство, разврат, воровство, буйство ( сын  убил отца) . Влияние церкви на них было самое слабое. Посещались притчем эти деревни только два раза в год. Рождеством да Пасхой- долг исповеди святого причащения отпускали. И как было опасно появляться в таком селении какому-нибудь пропогандисту- сектанту. И вот в один год  (1878) во время славы Рождеством мальчишки, окружившие священника , кричали: «Здесь священника не принимают, здесь живет раскольник». (За 2-3 года пред сим некоторые из черемис д.Кэлемары, живущие в глухом лесу, вздумали выехать на тракт, за 3 версты от Шума, и стали приглашать желающих с ними поселиться. Нашлись охотники из малоземельных помещичьих крестьян. В числе их и был допущен поселиться раскольник. Это был крестьянин Соборного прихода д.Осиновки Чернобровкин, последователь секты странников с семейством из 5 человек, крещенных вне церкви по раскольническому обряду) действительно, он не допустил священника с крестом в дом. Что было делать? Оставлять его здесь опасно. Жители- народ неразвитой, слабый по вере и благочестию. Живет близ леса, простирающегося на 60 верст до самой Волги. Он расплодит раскол. Тотчас же я  (данные эти дает благочинный) лично обратился за советом к уездному исправнику, одному из благороднейших и гуманному начальнику Никанору Ивановичу Сасадикову. Исправник сказал: «Нельзя ничего поделать, если приговор о принятии ( его ) утвержден Казенной Палатой.»  (Я) бросился за справкой в волостное управление. Оказалось, что приговор готов, но пока не отправлен. Немедленно отправился ( я ) в деревню убедить крестьян, чтобы они отказались от принятия ( раскольника ) в общество. Цель была достигнута. Новая помеха: черемисин, продавший дом,  успел израсходовать 25 рублей и возвратить, как очень бедный, не имел средств. Пришлось дать ему их. Но , слава Богу , его ( раскольника ) удалили из деревни, и он со всем семейством отправился на жительство на Урал.     Летом же я открыл в Русском Кэлемаре школу грамоты, а через 1 ½ года земство преобразовало школу грамоты в земское училище и учителем в него послало дьякона , студента семинарии. На душе пастыря полегчало. Народ стал просвещаться. Появились земские начальники. В Царевосанчурске был определен из преподавателей семинарии Григорий Григорьевич Луннов- друг крестьян и неусыпный деятель по улучшению их быта. Изложив в докладе на имя Преосвященного Алексия ( он и я , будучи благочинным ) о слабом религиозно- нравственном состоянии жителей сих деревень, просили Владыку походатайствовать об открытии здесь самостоятельного прихода на правительственные средства. Владыка согласился и послал благочинному из своих средств на начало дела 19 рублей. От имени прихожан Комитет обратился за помощью к Иоанну Кронштадскому. Он прислал 100 рублей. В Яранске скончался состоятельный купец, на свои средства устроивший мужской монастырь и оставивший значительный капитал для помощи бедным церквам. Крестьяне обратились за помощью в Комитет по раздаче пособий. Было прислано 450 рублей. В городе жил богатый торгаш деревни Шишовки крестьянин Петр Ухов. Он перед смертью написал завещание не жене, имевшей алкогольную слабость, а в пользу духовного ведомства, на содержание и укрепление бедных церквей. Преосвященный Алексий, знавший бедность иноверческого прихода, из капиталов Ухова выделил на построение храма в Кэлемарах 600 рублей. Протоиерей Котельнического собора о. Серапион Кувшинский, не имея наследниками никого из детей, по духовному завещанию отказал ( дал ) на построение церкви в Кэлемарах 1000 рублей. К удивлению православных и к прославлению имени Божия оказал большую помощь новому бедному селу один старообрядец благочестивой жизни лесопромышленник Алексей Давидович Козырев. На постройку храма безпошлинно был отпущен лес., но в таком виде, где бревна были неровной толщины- у корня в 6-7 вершков, а в вершине 3-4 вершка. Лес, не подходящий для постройки храма. Члены строительного комитета передали настоятелю церкви, что в полутора верстах от них идет выработка леса для сплава. Лес отличный, сосновый. Условия выработки таковы, что если до сплава промышленник не успеет выработать, лес остается в пользу казны. Оставалось сроку- неделя, много- две. Узнав о сем, я лично отправился к Козыреву, и он дал приказ Управляющему об отпуске и рубке леса. Крестьяне в неделю успели нарубить и вывезти чуть не на всю церковь таких бревен, у которых концы и вершины одних и тех же вершков, бревен чистых и гладких, как свеча. Перед освящением ( храма ) один богатый купец из Яранска Рощин пожертвовал для звона комплект колоколов. Таким образом, по действию промысла Божия и усердием благотворителей, сверх чаяния, в самом бедном приходе возник великолепно устроенный храм Божий в июле 1905 года освященный. На содержание притча, священника и псаломщика, крестьяне выделили 50 десятин пахотной земли, дали согласие платить по 70 копеек в год с венца, а правительство ассигновало 600 руб. из государственного казначейства».  

         В архивных фондах Вятской духовной консистории и архивной коллекции рукописных и старопечатных книг имеются следующие сведения об Ильинской церкви:»с. Новый Кэлемар Яранского уезда. Приход открыт по указу Синода от 20 июля 1909 г. За №№№ 10487. Церковь построена в 1905 году, деревянная. Престол в церкви один во имя Святого пророка Илии»»».      В Ведомостях об Ильинской церкви в селе Новом Кэлемаре Яранского  уезда  Вятской епархии на 1910 г. Указано следующее : «Церковь построена в 1905 году тщанием частных благотворителей и помощью прихожан, зданием деревянная на каменном фундаменте с такою же колокольницею. Крепка. Крыта тесом, купола и главы железом. Престолов в ней- один, в честь Святого пророка Божия Илии. Утварью недостаточна. По штату при ней положены :  священник, псаломщик и просфорня. Жалования положено: священнику 450 руб., псаломщику 150 руб., просфорне- 36 рублей. Кружечных доходов за 1910 год положено 184 руб.49 коп.»  Земельный участок при церкви составлял: усадебной ( земли) вместе с погостом церковным- 5 десятин, пахотной- 10 десятин 1834 кв.саж., из них неудобной- 2 десятины. 1608 кв.саж., всего- 56 десятин.288кв.саж. В ведомости отмечено также, что пахотная  и сенокосная земля находится во владении крестьян починка русского Кэлемара и Черемисского Кэлемара. План на землю, выданный 22 апреля 1903 года за № 918, хранится в церковном архиве.  При церкви имелись деревянные дома церковнослужителей, построенные на средства «прихожан и жертвователей в 1905 году».  К церкви были приписаны три деревянные часовни в деревнях: Малый Ломбенур, Черемисский Кэлемар,  Шумская. Школы при  храме не имелось.    

           В архиве есть данные о прихожанах церкви:

     

    В Русском Кэлемаре мужчин женщин
    черемис 6 7
    русских 47 47
         
    В Черемисском Кэлемаре    
    черемис 46 43
    русских - -
         
    В деревне Шум    
    черемис 2 6
    русских 71 89
         
    В д.Большой Ломбенур    
    черемис 72 74
    русских 22 26
         
    В д. Малый Ломбенур    
    черемис 36 33
    русских 7 12
         
    Итого: 313 335

     

    Сведения давали в 1909 году священник Илья Суворов и псаломщик Роман Байнов.

    Государственный архив г. Кирова дал сведения

         О священнике Илье Иоаннове Суворове.

    Священник Илья Иоаннов Суворов, сын дьякона, 59 лет. Родился в с. Великополье Яранского уезда, 1850 г. июля 12 дня.

    - уволен из Вятской духовной семинарии по прошению                             1868 г.       1 октября  

    - рукоположен в сан иерея на вакансии диакона в церкви

    с. Полозовка Сарапульского уезда с откомандированием для

    служения в церкви села Новый Кэлемар                                                       1909 г.        7 июня 

    - определен на штатную должность священника                                       1090 г .       30 сентября

                                  Проходил должности:

    - учителя Земского училища                                                                           1869 г.        январь-апрель

    -и.д. псаломщика                                                                                              с 1872         по 1881 г.

    - рукоположен в сан диакона на вакансии псаломщика                               1881  г.        апрель 30 дня

    - утвержден в штатной должности диакона                                                 1885  г.       ноябрь

    - утвержден в штатной должности преподавателя

    Закона Божия в церковной школе                                                                   1885 г.      

    - определен на настоящее место                                                                    1909 г.        октябрь 14 дня

    Грамоты имеет в целости, проходит в должности

    Законоучителя Кэлемарского земского училища                                          1909 г.        октябрь 14 дня

    В семействе у него : жена-Капитолина Александровна, священническая дочь, 54 года.

    Дети их : Александр, -канцелярский служитель Кукарского казначейства, 36 лет;

                         Василий- больной, живет при отце, 34 года;

                          Аркадий- псаломщик в с.Ново-Волкове Глазовского уезда, 29 лет;  

                          Николай, окончивший курс в Яранском духовном училище, 18 лет;

                           Александр, обучается в Шарангской второклассной школе, на содержании отца, 14 лет.   

     

    Сведения о псаломщике.

    Псаломщик Роман Тимофеев Байнов, сын крестьянина, из черемис, родился в д.Бабейки Малошамайской волости Яранского уезда, 22-х лет.

    - обучался и кончил курс в Вятских Миссионерских

    Инородских курсах                                                                    1909 г.        7 июня

    - служил учителем церковно-приходской школы                   1909 г.        с сентября по декабрь

    - определен во псаломщики на настоящее место                   1909 г.       октябрь 27 дня

    Холост.

         Сведения давали священник Илья Суворов и псаломщик Роман Байнов.   

    Государственный архив республики Марий-Эл на запрос- дать сведения о церкви за 1909-1939гг ответил, что сведений о Свято-Ильинской церкви с. Килемары не имеется .

         Краеведческая секция церковно-приходского совета встречалась со старейшими жителями с. Килемары. Из их воспоминаний были почерпнуты сведения о других священнослужителях Свято-Ильинской церкви. Об отце Николае вспоминала Московкина Аксинья Ивановна. В возрасте 90-а лет, она находилась в здравом уме и с хорошей памятью. Она рассказала, что отец Николай в 1912 году венчал ее родителей-Московкина Ивана Дмитриевича и Феклу Михайловну, а в 1913 году саму Московкину Аксинью Ивановну крестил в этой церкви. Предположительно, что о. Николай служил долго, т.к. Аксинья Ивановна вспоминает матушку и дочь о.Николая- Александру. Видимо, это был второй священник нашей церкви.

         Варвара Васильевна Матренина рассказала, что ее родителей в начале 20-х годов венчал отец Василий ( Асьянов). Жил он в большом пятистенном доме недалеко от церкви. Жена его-Надежда Николаевна. У них было семеро детей: Анатолий, Михаил, Николай, Валериан, Александр, Галина, Ольга – и позднее 20 внуков. Дети не избежали репрессий со стороны властей. Внучка отца Василия живет в г.Йошкар-Оле, а внук- Валериан Михайлович в с. Килемары, сведений о деде не имеет. Тема эта в семье, когда были живы родители, была запрещенной во избежание гонений на детей, Валериан Михайлович –добрый, отзывчивый, порядочный человек. Семена , посеянные дедом, дали хорошие плоды. До какого года служил о.Василий в нашем храме, какова его дальнейшая судьба, где он похоронен- это предстоит еще изучить, узнать.

         По словам старожилов, последним священником нашей церкви был отец Паисий.  Это был монах. Хорошо помнят о.Паисия  Кузикина Раиса Егоровна и Марасанова Александра Федоровна. Раиса Егоровна была тогда 10-12-летней девчонкой, часто ходила с сестрой в церковь. О.Паисий тепло относился к ней, был дружен с их семьей. Она вспоминает, что он был высокий, русый, очень внимательный, ласковый. Жил он в сторожке церкви ( вход в комнату по лестнице вверх ). Когда он уехал из Килемар , служил в одном из сел Горьковской или Кировской областей ( неизвестно ). Килемарцы бывали у него на службе, и он с ними- прихожанами посылал гостинцы- святой воды и просфор. Московкина А.И. вспоминает, что потом он уехал в г.Шапы Горьковской области. Был репрессирован .После освобождения служил в одной из церквей г.Яранска. Похоронен о.Паисий на кладбище этого города. Прихожане нашей церкви, посещая могилу святого о.Матфея в г.Яранске. бывают и на могиле о.Паисия.

         Вот эти духовные отцы на протяжении почти полувека воспитывали не одно поколение людей в православном духе, людей, готовых ради ближнего поступиться даже своей жизнью. И когда пришла грозная година, они с верой во Христа и с любовью к Родине в сердце, как и тысячи других – жертвовали своей жизнью. И мы победили! Победа в Великой Отечественной войне – это победа духа. А это частично и результат того, что дали своей пастве наши духовные отцы.

         Свято-Ильинская церковь действовала до 1939 годаАрхивная справка Государственного архива республики Марий-Эл свидетельствует, что в протоколе заседания оргкомитета по Килемарскому району МАССР от 9 октября 1939 года записано: « утвердить решение Большеломбенурского сельсовета об использовании здания Килемарской церкви под культурно- просветительные учреждения райцентра ». В  документах архивного фонда имеются сведения о закрытии Килемарской церкви по решению Президиума Верховного Совета Марийской АССР 23 октября 1939 года. Новые устроители жизни дали церкви другое, светское название.

         Не все, к сожалению можно определить, что происходило с церковью после этого указа : сразу ли был повешен замок или еще некоторое время совершались обряды крещения детей и отпевание умерших. Старожилы вспоминают, что это была трагедия для верующих людей, надлом души, смятение.   Антонина Дмитриевна Агеева вспоминает, что в 1941 году она была уполномочена от Райфо делать опись имущества церкви. Ценные иконы свезли в дом старосты Субботина А.П. Это был двухэтажный дом в с. Килемары на улице, позднее ставшей Юбилейной. Иконы были повешены по порядку в доме и в сенях. По словам Раисы Егоровны Кузикиной, иконы были там долго. Дочь Субботина А.П., Евдокия, ранее была певчей в церкви. В этом доме после закрытия храма собирались прихожане молиться. Далее судьба икон Свято-Ильинского храма неизвестна. Позолоченные Евангелия, золотые кресты, все ценное забрала комиссия из Йошкар-Олы. Ризы, все убранство церкви, по воспоминаниям Агеевой А.Д., три больших сундука, увезли в г.Козьмодемьянск. Иконы похуже, стершиеся, в старых рамках, жгли на тропке, ведущей из церкви в д. Мари-Килемары. Иконы горели тихо, как свечи, вспоминали свидетели. Это по словам Кузикиной Р.Е., Кожановой А.М., Матрениной В.В.  купола с церкви снимали мужчины с. Шума. Всю работу возглавил инструктор райкома партии Бугров Н., проживавший в то время на Шуме. Приехал он из г.Козьмодемьянска. Кожанова Антонина Михайловна  , проживающая ныне по ул.Юбилейной, вспоминает о своем бывшем соседе по с.Шуму , что это был убежденный сторонник нового строя. Он не вникал в просьбы прихожан-соседей даже такие – дать им то, что нужно для погребального обряда. 

         В здании церкви долгое время был клуб, который в начале Великой Отечественной войны использовался под призывной пункт. Потом там до строительства новой школы был спортивный зал; ежегодно там проводился праздник Нового года, проходили линейки, пионерские сборы.

     

    Судьба церкви- часть ее жизни.

         Раиса Егоровна Кузикина! Мало тех, кто в нашем поселке не знает эту скромную на вид женщину, трудолюбивую, умную. Много лет назад она была народным депутатом и с группой марийских посланцев посетила ВДНХ. Ее деловые качества увидели жители поселка Актаюж и окружающих деревень, и, когда встал вопрос об открытии Актаюжской церкви, Раису Егоровну избрали старостой. Она возглавила всю организационную работу по сбору средств, материалов для реставрации храма, ездила в г.Казань к Владыке ( Управление Епархии в то время было в Казани, это был 90-й год). В течение нескольких лет ходила, ездила Раиса Егоровна сначала на хозяйственные работы, потом на службу в п. Актаюж. И возникла мысль: « А ведь в Килемарах старое здание церкви у меня под боком. Не попробовать ли и у нас открыть церковь? » С Московкиной Олимпиадой Ильиничной они обратились к отцу Давиду, который сам выразил желание обратиться к Владыке. Начало движению вперед было положено. 27 декабря 1993 года пришли рабочие. Здание церкви со всеми прилегающими зданиями было к этому времени приватизировано предпринимательницей Грязиной В.И.  Она безвозмездно отдала здание церкви и все, что  относилось к ней и вручила ключи от храма. Не перевелись еще добрые люди на Руси!   И пошла работа! Невозможно описать энтузиазм тех, кто пришел на восстановление храма- Н.Кардакова, Н.Троегубова ,А.Смирнова и многие-многие другие. Горы мусора, битого стекла собирали в ящики, увозили. Скоблили и мыли потолки. Чтобы немного было теплее, поставили две печки в противоположных углах храма. Работы всем хватало: поправляли гвозди, вставляли стекла. Большую роль в успехе дела играли о.Давид и И.М.Лашманов –работали, помогали, направляли. Неоценима помощь мужчин, это Носков П.В., Демин В.В.,Рыбаков В.Е.,Чемодаков И.М.,Киселев Е.В..Нагоров В.Ф..Борисов В.Д..Зеленцов В.Е..Марасанов Л.В..Ураков В.Л. Раисе Егоровне со своими помощниками приходилось обращаться и за материальной помощью. Лесом и другими средствами помогали предприниматели: Жилин Б.И.. ШурыгинМ.Г. Из ДОКа привезли стекло. Ходили по деревням собирать деньги и иконы. Иконостас готовили под руководством о.Давида.

          Открытие церкви состоялось в апреле 1994 года. На открытии не было даже самого необходимого: свечей, книг. Снова собирали деньги и Раиса Егоровна поехала в Софрино, привезла самое необходимое для богослужений. Первая служба была на Пасху 1994 года . служил о.Евгений из Семеновской церкви. Своего батюшки долго не было. И снова многочисленные поездки к Владыке, чтобы кого-то послал на службу. Служили поочередно два о.Сергия . В 1995 году к нам был определен батюшка из Вознесенского храма о.Георгий . а в управлении епархии готовили для нашей церкви о.Василия. Родом он из г.Санчурска. Служил о.Василий больше года. Когда он уехал, начали  служить о.Дионисий , а затем- о.Тихон – монахи из Богородице-Сергиевой пустыни.

         В 1999 году к нам на постоянную службу был определен о.Андрей, который и сейчас является настоятелем нашего храма, а Раиса Егоровна оставалась бессменной старостой в нашей церкви до конца 2003 года. Она замечательно знала свое дело и сейчас любима прихожанами. Дело ее продолжено новой старостой Черепановой Т.В., энергичной, деловой прихожанкой.

         За последние 5-6 лет в храме идет постоянная работа по реконструкции. Подведен кирпичный фундамент, возведена центральная часть храма. Храм стал на 6 метров выше. В храме легко дышится. Прихожанами храма проведена большая работа по очистке стен от обоев, старой фанерной обивки, вагонки и штукатурки. Стены почистили, помыли. Деревянные стены желтоватого оттенка создают ощущение тепла. В церкви стало как будто светлее , особенно когда постелили новый пол. Убрали печку, реконструировали свечную лавку. В церкви стало  просторнее. Эстетический вид придают новые двери. Реконструируется паперть, вход в храм. Все делается добротно, красиво.

          По благословению Владыки, архиепископа Йошкар-_Олинского и Марийского Иоанна, начато строительство предела в честь исповедника, архимандрита Александра Седьмиезерского, отбывавшего ссылку недалеко от п. Килемары, в с. Соболево Санчурского района Кировской области, причисленного  к лику святых. Идут и другие работы : реконструируется колокольня, будут возведены три купола, планируется перекрыть крышу, готовится новый иконостас, расписываются новые царские врата. Вся эта работа невозможна была бы без пожертвований прихожан и милости Божией, а также деловых качеств батюшки- иерея Андрея.   В результате огромного труда прихожан изменилась территория, прилегающая к храму. Зеленый ковер газонной травы на всем дворе делает его чистым. Оригинальная дорожка в русском стиле ведет к крыльцу храма. Около нее слева весной ровный ряд тюльпанов радует глаз, а еще левее - ряд серебристых елей от входа до самой церкви. А перед крыльцом храма - ряды туи. По правой стороне двора посажены лиственницы. Красивая кирпично-деревянная ограда обрамляет храм, отделяя его от улицы.

         Соборная молитва прихожан и милость Божия помогли приходу Свято-Ильинской церкви подготовиться к встрече 100-летнего юбилея, который отмечается в 2005 году.

         И вот - юбилей, 100-летие нашего храма. Путь церкви, длиной в целый век. Путь нелегкий, тернистый. Время не раз меняло облик церкви: внешний и внутренний. И вот храм стал краше от того, что он мил сердцу прихожанам. С раннего утра православный люд непрерывающейся вереницей «валил» по ул.Юбилейной к церкви. Солнце светило ярко. По дорожке к храму от входа до самого храма - цветы, разбросаны прихожанами для Владыки Иоанна, который идет и благословляет каждого. Праздничную службу вел преосвященный сам. Хотя храм немаленький, всех желающих вместить не мог. Люди стояли на паперти, на крыльце. Крестный ход и водосвятный молебен у храма завершил праздничную службу. А затем трапеза во дворе, около храма. Столы накрыты не на одну сотню людей.  Одновременно с трапезой был праздничный концерт , где выступали воспитанники воскресной школы и взрослые прихожане. Настоятель нашего храма иерей Андрей поблагодарил Владыку за его отеческое отношение к нашей церкви и всем прихожанам, а тот выступил с ответным словом. Общение прихожан на церковном дворе происходило несколько часов. И не раз еще собирались прихожане на трапезы после праздничной службы. Такое общение объединяет, воспитывает у прихожан заботу о храме. Церковь в понимании православных людей Свято-Ильинского храма- это не только здание храма и службы. Это центр духовной жизни Килемар, сердце села. По милости Божией послан к нам духовный наш наставник, настоятель храма иерей Андрей, глубоко понимающий прихожан. Он приобрел этим самым их уважение и любовь. Человек деятельный, энергичный, всю свою душу вкладывает в реконструкцию храма, в воспитание паствы. Общительный, он приобрел много друзей (все это по милости Божией). И они ему оказывают помощь. Неустанной помощницей является для него матушка Фотиния, облик светлый и чистый, как родник. Общение с ней очень приятно. Все это одна из причин, что  в церковь потянулись молодые люди. И пусть еще, может быть, не глубока вера, но в праздничные дни церковь полна молодежи.

         На службу к нам, в Свято-Ильинский храм, отец Андрей  с матушкой Фотинией приехали в 1994 году. Работа по восстановлению храма продолжалась. Здание совершенно изменило свой вид. Крыша из крашенной оцинковки, деревянные со стеклопакеетами окна, новые купола и колокола, издающие малиновый звон в праздничные службы. Колокола пожертвовал нам в храм Пустынников Игорь. Здание готовилось к обшивке. Полностью внешний вид нашей церкви на эскизе очень красив.

         Но случилась страшная трагедия! В Великий понедельник страстной седмицы 29 марта 2010 года, вечером, церковь сгорела. Господь посетил нас. Это, видимо, возмездие за наши грехи, а может, забота Господа о нас, неразумных. Но Господь всемилостив. Будет строиться новый храм. Дай Бог силы и здоровье настоятелю храма, который вложил в него душу и сердце. Ведь надо начинать все сначала. Надежда только на Господа и на помощников-прихожан.

       А службы идут по благословению Владыки Иоанна в здании воскресной школы, в большом помещении, в актовом зале.

          При Свято-Ильинском храме в течение 10 лет работает воскресная школа. Старые здания общеобразовательной школы преобразованы в прекрасные воспитательные центры. При воскресной школе с 2004 года работает дошкольная разновозрастная группа «Родничок». В школе 6 педагогов- двое постоянных, 4- по совместительству. При школе работают кружки:"Закона Божия," "кулинарный","шитья","жития святых","музыкальный". Их посещают около 50 учащихся. Занятия проводятся с 14ч. до 16ч. и с 16 ч. до 18 ч. В дошкольной группе «Родничок»15 детей разного возраста. Воспитатели Петрова С.Г. и Мандибура Н.П. занимаются по «Программе воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой». Занятия начинаются и оканчиваются молитвой. Дети учатся элементам православного образа жизни. Старшие учатся помогать младшим, заботиться о них, помогают воспитателю. Много внимания уделяется подготовке и проведению православных праздников- Рожества Христова , Пасхи Христовой, Троицы , храмовому празднику. Своими выступлениями дети радуют не только родителей и прихожан, но и детей санатория «Юность», пожилых людей, проживающих в «Доме ветеранов». Воспитанники воскресной школы активно участвуют в фестивалях, которые проводились в районах республики, а вот уже традиционно в течение нескольких лет при воскресной школе Свято-Ильинского храма на берегу озера Молевое проходит фестиваль «Семья-малая церковь», куда съезжаются дети воскресных школ со всей республики и даже с соседней Кировской области с города Санчурска. На таких мероприятиях участвует более 200 детей. Цели фестивалей: введение в личностный мир ребенка православных ценностей и приобретении на их основе православного поведения.

         С 16 ноября 2008 года уже традиционно проходит фестиваль «Благой ковчег». В нем принимают участие солисты и коллективы детей воскресных школ и православных взрослых из Килемарского, Горномарийского, Моркинского, Советского, Сернурского, Медведевского, Звениновского районов и г.Йошкар-Олы. Мероприятия проводятся в Районном Доме культуры  по благословению  Владыки Иоанна при большом количестве зрителей. Воспитательная ценность этих фестивалей для нашего поселка велика. Стало доброй традицией организовывать при воскресной школе летний православный трудовой лагерь «Свечечки» в две смены. Ежегодно в работе лагеря принимают участие 50-60 человек. Ежедневные обязательные послушания в первую половину дня, помогают выполнять поставленные цели и задачи : воспитывать в детях заботу о младших, с уважением относиться к старшим, развивать чувство ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу, умение организовывать труд и отдых. Во 2-й половине дня дети играют в подвижные игры, читают поучительные рассказы, купаются, составляют букеты, занимаются рукоделием: вязанием, бисероплетением, шитьем. выпуском газет. Воскресная школа ежегодно планирует после престольных праздников паломнические поездки с детьми и их родителями по святыням  Казани,Москвы, Санкт-Петербурга, Санаксар. Дивеево, Мурома и других святых мест.

         Воскресная школа работает совместно с Отделом культуры, общеобразовательной школой, ясли-садами № 2 и № 4. С февраля 2010 года ежемесячно в Центральной районной библиотеке проходят занятия клуба «В кругу семьи». Темы- «Счастливая семья- утопия или реальность?»; «Кто в доме  хозяин?»и др. в Килемарской средней школе в 13 классах педагоги ведут факультативно предмет «Истоки». В ноябре 2009 года был разработан график посещения воскресной школы и церкви всеми классами с 1-ого по 11. Темы уроков были различные : «Рождество Христово», «Пасха Христова »и др. Педагоги и протоиерей Андрей (Романов) отвечали на интересующие ребят вопросы. В феврале 2010 года в Килемарской средней школе прошел районный семинар на тему : Формирование базовой культуры личности через духовно-нравственное воспитание в процессе обучения, в работе которого приняли участие протоиерей Андрей (Романов) и педагоги воскресной школы. В марте 2010 года проведена олимпиада на тему «Русь святая храни веру православную». Седьмой год педагоги воскресной школы проводят занятия в ясли-садах №2 и №; в подготовительных группах – «Закон Божий для маленьких», а также принимают участие в Рождественских и Пасхальных утренниках.

         Вся эта большая воспитательная работа проводится под девизом «Се что добро ,или что красно, но еже жити братии вкупе?»- это название одного из прошедших фестивалей.

     


    Другие новости на эту тему:

    .
  • Дети и в выходные заняты делом
  • О чем говорят на родительских собраниях.
  • “Предметы церковной старины”.
  • Старость, согретая вниманием.
  • Десятилетие школы.